Переведенная на русский язык литература о методе Томатиса носит, в основном, научный характер, то есть содержит много научных терминов; и для ее понимания необходима теоретическая база. Наиболее просто суть Метода изложена в статье Пьера Солье - директора "Моцартовского центра". Приведем краткие выдержки из этой статьи.
Примерно 40 лет назад врач-отоларинголог,француз Альфред Томатис совершил несколько открытий ,касающихся функционирования органа слуха и наличия тесной взаимосвязи между слухом,слушанием и общением. Благдаря этим открытиям была создана особая система тренировок слухового анализатора с целью повышения эфективности его работы. Эта система имеет разные названия-синонимы: метод аудиовокальных тренировок Томатиса, слуховая терапия Томатиса, Томатис-тренинги. Цель системы-обучить человека эффективному слушанию, а мозг-эффективной обработке и анализу звуковой иформации. И в результате - улучшить способности к освоению родного и иностранных языков, повысить внимание,творческий потенциал и коммуникативные возможности.
Метод Томатиса используется более чем в 250 центрах во всем мире. Наиболее широкое применение метод нашёл в области улучшения обучаемости детей. Поэтому метод является педагогическим, а не лечебным. Однако метод с не меньшим успехом может применяться и у пациентов с заболеваниями и расстройствами нервной системы с целью улучшения всех функций головного мозга.
Наш орган слуха является ещё и органом поддержания равновесия и координации движений. Эту работу выполняет вестибулярный аппарат,являющийся частью слухового анализатора. Вестибулярный аппарат передаёт в мозг сенсорную информацию,поступающую от тела и принимает участие в управлении координацией, равновесием, мышечным тонусом и мышцами глаз.
Во внутреннем ухе имеется так называемая улитка. В ней расположены клетки ,отвечающие за распознавание звуков различных частот. Эта функция улитки крайне важна для понимания речи слуховым анализатором человека.
Томатис также обращает наше внимание на то, что высокочастотные звуки возбуждают мозг, тогда, как низкочастотные, напротив, способствуют утечке энергии. По этой причине высокочастотные звуки он называет "заряжающими звуками" и считает, что звуки c низкой частотой чаще всего утомляют нас. Они вызывают вибрацию внутренних органов. Если эти звуки продолжают поступать в течение долгого времени, они оказывают негативное воздействие на весь организм.
Томатис отмечает, что, когда наш мозг «хорошо заряжен», мы можем достигать большего сосредоточения и концентрации, организовываться, запоминать, учиться и работать в течение длительных периодов времени почти без напряжения. Когда мозг «хорошо заряжен», человек не испытывает недостатка энергии, необходимой для созидания, работы воображения и творчества.
Люди, чей мозг достаточно не «заряжен», могут оказаться не готовы к тем проблемам, которые ставит перед ними наше стремительно развивающееся общество.
Слушание, а не слышание является первичной функцией уха. Томатис проводит четкую грань между слушанием и слышанием.
Слышание – пассивный процесс; слушание – активный, и он требует от нас использовать наши уши надлежащим способом. Мы можем иметь превосходный слух, но быть плохими слушателями. Множество детей, испытывающих трудности с обучением или дефицит концентрации внимания, имеют превосходный слух, однако не могут читать хорошо или концентрировать свое внимание. Их проблема – неспособность слушать. В результате, они не могут сконцентрироваться и имеют трудности с чтением.
Слушание – это способность воспринимать необходимую информацию, а также способность отфильтровывать ненужную информацию. Когда мы чувствуем себя хорошо, мы можем не обращать внимания на различные раздражители, исходящие из внешней среды или непосредственно от нас; это позволяет нам сосредоточивать свое внимание и концентрироваться, не испытывая чувства растерянности или беспомощности перед наплывом огромного количества информации. Мы можем сортировать и организовывать эту информацию, определяя её значимость, не испытывая при этом чувства перегруженности.
С другой стороны, когда процесс слушания нарушен, возникают проблемы в учебе, в общении и в социальных навыках.
«Обучение слушанию, развитое Томатисом, предназначено восстанавливать способности ушей слушать в более эффективной, организованной и сбалансированной манере. Цель состоит в том, чтобы улучшить способность мозга воспринимать и перерабатывать различную информацию.
Говоря о функции уха, нельзя не вспомнить о голосе: они связаны между собой необычным образом. В 1953 году А. Томатис представил доклад во Французскую академию наук, в котором устанавливается следующий закон: «Голос воспроизводит только те звуки, которые ухо может услышать».
Почему ухо не может услышать определенные тоны? Это происходит потому, что две крошечные мышцы среднего уха, мышца, напрягающая молоточек, и мышца, напрягающая стремя, не готовы сосредоточиться на редко используемых звуках. Задача метода состоит в том, чтобы «научить» работать эти мышцы с этими звуками.
Профессор Томатис изобрел уникальный способ, помогающий достигнуть этого. В упрощенном варианте это можно представить следующим образом: Вы слушаете звук такой частоты, который объективно слышите плохо или не слышите вовсе. Этот звук непрерывно включается и выключается, при этом происходит соответственно напряжение и расслабление мышц среднего уха. В результате мышцы становятся «тренированными» на звук определенной частоты, и Вы начинаете слышать звук, который ранее не воспринимали. При этом Вы не будете физически ощущать работу мышц среднего уха. Это настолько деликатный процесс, что Вы можете не беспокоиться, что эти маленькие мышцы «перетренируются», и, конечно же, это не изменит Вас как личность, напротив, откроет перед Вами новые возможности для самосовершенствования.
Все мы знаем, что существуют люди с доминирующей правой рукой, а есть – с левой. Но немногие знают, что все мы также имеем и доминирующее ухо. Некоторые из нас слышат главным образом правым ухом, другие же преимущественно левым. Профессор Томатис обнаружил, что лучше воспринимают информацию, лучше адаптированы именно «правоухие». Особенно предпочтительнее иметь правое доминирующее ухо, если Вы хотите изучать иностранные языки. Дело в том, что правое ухо связано с левым полушарием головного мозга, где располагается центр речи языковых способностей. Если же вы больше слушаете левым ухом, то информация сначала поступает в правое полушарие, а затем в левое полушарие, что требует значительно большего времени. Кроме этого, пройдя такой сложный маршрут, звуки немногоискажаются, особенно звуки высокой частоты. Метод Томатис позволяет любому человеку сделать правое ухо доминирующим. Это происходит следующим образом: во время начального этапа обучения, когда Вы просто слушаете музыку, аппарат «электронное ухо» заставляет Ваше правое ухо работать более интенсивно.
Затем, когда Вы повторяете слова и предложения за учителем, посредством того же аппарата Вы слышите свой голос больше правым ухом. Создается петля обратной связи, благодаря которой Вы учитесь управлять своим голосом. Постепенно и без воздействия аппарата Вы начинаете Больше слышать правым ухом, то есть оно становится доминирующим.
Данная методика не имеет аналогов в Мире и сумела зарекомендовать себя как наиболее известная и эффективная методика. Значительное число научных разработок и практических исследований одтверждают эффективность этого метода. Множество клинических испытаний доказывают, что Томатис- метод эффективно работает и показывает высокие результаты.